Гора Кайлас — тибетская вершина, которую считают священной приверженцы сразу нескольких религий. Совершить восхождение на нее нельзя, однако туристы часто отправляются в паломничество у подножия пика.

Описание и где находится

Кайлас — гора, расположенная в южной части Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе КНР.

Входит в состав одноименного хребта Кайлас

Гора является частью горной системы Гангдисе, которая расположена почти параллельно Гималаям между плато Чангтан и хребтом Брахмапутра.

Массив простирается примерно на 200 км с юга на север и на 2000 км с востока на запад

Гангдисе, в составе которой присутствует Кайлас, называют также Трансгималайским хребтом из-за расположения позади Гималайского хребта.

В северной части горная система имеет пологие склоны, в южной — довольно крутые.

Яркой особенностью пика Кайлас является четырехгранная пирамидальная форма горы.

Высота горы Кайлас в Тибете до сих пор не установлена точно из-за различий в способах измерения. Одни источники указывают 6638 м, другие — 6890 м.

Эзотерики и мистики считают, что высота пика составляет точно 6666 м.

Необходимо принимать во внимание, что показатель к тому же постепенно меняется. Молодые горы Гималаи растут в среднем на 5-6 мм в год с учетом обветривания породы.

Гора Кайлас считается самой высокой в округе Нгари на территории Тибетского автономного района.

Гору выделяет особенное расположение. Поблизости нет ни одного достаточно высокого пика, который затенял бы ее собой.
За счет чего с некоторых ракурсов выглядит, как рукотворная пирамида
Ученые объясняют очертания обычными процессами выветривания и напоминают, что геологический объект с широким основанием и узкой вершиной является наиболее устойчивым и долговечным.
Пирамидальных гор по этой причине существует очень много. Другое дело, что форму большинства из них, в отличие от Кайласа, трудно оценить в полной мере из-за близкого расположения соседних пиков.

Гора Кайлас расположена в Тибете неподалеку от границ с Индией и Непалом. 

Четырехгранная вершина почти точно ориентирована по сторонам света.

Если посмотреть на гору Кайлас на карте мира, станет видно, что в ее окрестностях протекают четыре крупные реки, несущие свои воды по территории Непала, Тибета и Индии:

Согласно индуистской мифологии, все четыре водные артерии начинают свой путь именно со склонов горы Кайлас. Однако спутниковая фотосъемка опровергает данное утверждение.

Согласно снимкам и топографическим картам, потоки с ледников Кайласа впадают в озеро Ланга-Цо, которое, в свою очередь, дает начало реке Сатледж. По южному склону горы спускается также один из истоков водной артерии.

Из четырех перечисленных крупных рек только Сатледж действительно получает питание от Кайласа.

Согласно научным данным, возраст горы составляет всего около 20000 лет
Тибетская долина, в которой расположен пик Кайлас  образовалась на месте океана около 5 млн. лет назад

Гора Кайлас обладает только одной вершиной. Но с юго-запада к ней примыкает относительно небольшое скальное образование, состоящее из четырех цилиндрообразных столбов. Его называют Малый Кайлас. Высота этой миниатюрной горы составляет всего около 300 м.

Малый Кайлас известен также под названием горы Тиджунг или Тисум

Интересные факты

Со священной горой Тибета Кайлас связан ряд интересных фактов:

На южной стороне массива есть две возвышенности, разделенные глубокой трещиной до 40 м шириной. В сумерках тень от этих углублений на горе Кайлас складывается в отчетливую свастику — древний индийский символ удачи.

За счет этой особенности массив иногда называют «горой Свастики». Считается, что трещина на склоне образовалась в результате землетрясения.

 

Механические датчики подтверждают, что магнитное поле в окрестностях горы Кайлас нестандартное.

Считается, что именно под его влиянием ускоряются обменные процессы в организме человека.

 

Буддисты и индуисты верят, что не только внутри горы Кайлас, но и вокруг нее существует целая сеть пещер и древних монастырей.

В них в состоянии глубокого транса обитают святые мудрецы в материальных и тонких телах. Но узнать, что скрывает гора Кайлас, и увидеть эти пещеры могут только просветленные.

Его считают колыбелью мировой цивилизации и называют самым высокогорным пресным водоемом в мире
Кроме того, после этого у паломников появляется право совершить внутреннюю кору у подножия горы
можно будет достичь состояния просветления и вырваться из круга перерождений

Буддисты и джайнисты при совершении паломничества движутся вокруг вершины по часовой стрелке.

Адепты Бон в соответствии со своими традициями идут в противоположную сторону.

Считается, что тайны горы Кайлас в Тибете оказывают мистическое воздействие на всех паломников — даже на тех, кто не верит в сверхъестественные силы.

Паломническая кора вокруг пика Кайлас, совершенная в полнолуние, считается за две

 

Шиву с вершиной связывают не только индуистские легенды, но и йогинские традиции, считающие его не божеством, а человеком — первым гуру Ади-гуру.

Гору он использовал, как духовную библиотеку, и оставил в ней зашифрованную информацию в энергетической форме.

Помимо Шивы, на Кайласе сохраняли свои знания Ришабхадева, Агастья Муни, святые Бон и Наянары.

Интересно, что далеко не все духовные учителя Тибета придают вершине сакральное значение. В частности, лама Тенцинг Вандра говорил, что пик является совершенно обычным, хотя и овеян множеством легенд.
При этом он отмечал, что приписываемые горе Кайлас чудеса случались в действительности. Однако совершали их люди — гуру Римпоче, Миларепа и другие.

Гора Кайлас упоминается в текстах Рамаяны — древнеиндийского эпоса. Вершиной вдохновлялись создатели храма Кайласанатха, высеченного из скалы в деревне Эллора в Индии.

Многие верующие-тибетцы при совершении коры совершают поклоны и простирания на каждом шагу
Китай не препятствует свободе вероисповедания, но может жестко вмешиваться в действия, похожие на проявления политического инакомыслия

Можно перечислить и другие интересные факты, связанные с горой:

  1. Предполагают, что гора являлась священной даже для древнейших цивилизаций, которые предшествовали известным азиатским народам, а в настоящее время давно забыты.
  2. Некоторые теории утверждают, что пик не только имеет рукотворное происхождение, но и был построен инопланетянами.
  3. Последователи традиции Бон считают, что основатель религии Тонпа Шенраб спустился с небес на землю именно в районе горы Кайлас. Пик для верующих является центром древней страны Шангшунг, средоточием жизненной силы и «душой» всего учения.
  4. В индуистских текстах Кайлас упоминается как вершина, которую асуры и девы использовали для пахтания, чтобы получать нектар бессмертия и яд халахалу.
  5. Если совершать коры вокруг горы только ради удовлетворения амбиций, пользы от этого не будет, пик может даже отомстить.

Маршруты вокруг горы Кайлас

Альпинисты к непокоренной горе Кайлас приезжают редко, поскольку восхождения на ее вершину запрещены. Но туристические маршруты пролегают у подножия массива.

Внешняя паломническая кора вокруг горы Кайлас

Кора, или парикрама — это паломнический обход горы Кайлас, совершаемый обычно по часовой стрелке и метафорически представляющий собой круг жизни.

Протяженность маршрута составляет 53 км, туристы затрачивают на него 2-3 дня.

Подробное описание похода вокруг горы Кайлас выглядит так:

 

Паломничество начинается от поселка Дарчен на высоте 4650 м.

Прямая и хорошо различимая дорога ведет сначала к Первому Чакцель Гангу — специальному месту для молитв и простираний, от которого хорошо виден горный пик.

 

Далее в получасе ходьбы расположен поселок Тарпоче.

За ним находится возвышенность Драчом Нгагье Дуртро, или кладбище, предназначенное для похорон лам, тибетских мастеров и монахом.

По легенде, оно было освящено самим Падмасамбхавой.

 

Далее по тропе расположена пещера, в которой медитировал мастер Наро Бончунг, побежденный в поединке Миларепой.

По мосту нужно перейти реку Лха Чу и подняться к монастырю Чиу на горе Ньенри, построенном в XIII веке.

 

После этого маршрут проходит мимо Тамдрин Дронканг — священной скалы.

Согласно преданию, в древности на ней самопроизвольно возникло изображение божества медитации с лошадиной головой.

Чуть дальше расположены отпечатки стоп Миларепы — обнаружить их можно при помощи опытного гида.

 

Первый день прохождения коры в окрестностях горы туристы завершают обычно в монастыре Дирапук.

Здесь можно отдохнуть и подкрепиться, а также осмотреть пещеру с отпечатком рога яка и полюбоваться северными склонами Кайласа.

Второй день коры у подножия горы считается довольно сложным.

От Дирапука туристы идут к Шива Цал — так называемому «месту смерти», где бог Ямантака взвешивает карму паломников и определяет их судьбу.

Верующие оставляют здесь локон волос или предмет одежды, прощаясь со своими грехами. Дальше нужно двигаться по тропе к перевалу Долма Ла.

 

Выдвигаться в дорогу лучше еще до рассвета.

В таком случае на вершине перевала близ горы будет не так жарко.

На Долма Ла можно провести некоторое время в медитации, затем следует двигаться вниз к озеру Тукчже Ченмо.

Во второй половине дня туристы приходят к монастырю Зутулпук близ горы Кайлас.

Здесь можно остановиться до следующего утра и осмотреть священные места — пещеру, где медитировал Миларепа, и его статую.

Рядом с монастырем расположены также отпечатки стоп Падмасамбхавы, героя Гесера и его коня, Еше Цогьялы.

 

На третий день коры вокруг горы остается дойти по тропе напрямую до Дарчена.

Остаток пути можно проехать на машине, однако лучше преодолеть расстояние пешком, чтобы полноценно завершить паломническое путешествие.

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Кора вокруг горы Кайлас не требует навыков альпинизма. Однако нужно обладать хорошей выносливостью, чтобы преодолевать около 15 км в день с постепенным набором высоты. Также необходима качественная акклиматизация.

Коренные тибетцы проходят паломническую кору вокруг горы за 1-2 дня, наиболее подготовленные справляются с дорогой за 15 часов

День Этап прохождения маршрута
1 Катманду — Лхаса
2 Лхаса – Дарчен
3 Дарчен — монастырь Дирапук
4 Монастырь Дирапук — монастырь Зутулпук
5 Монастырь Зутулпук — Дарчен

Внутренняя кора вокруг горы Кайлас

Внутренняя кора вокруг горы Кайлас на самом деле представляет собой обход Нанду, или «саркофага Нанди». Маршрут короткий, но довольно сложный.

Описание коры у подножия горы Кайлас следующее:

 

Рано утром необходимо выйти от монастыря Серлунг на тропинку, ведущую к горе Нанду.

Дорога довольно хорошая, хотя и требует физической выносливости.

У подножия горы забирают слегка левее и оказываются возле Южного лица Кайласа.

 

 

По скальной стенке поднимаются к 13 чортенам Дрикунг Кагью — горизонтальным нишам с размещенными в них ступами (реликвиями из камня, покрытого белой краской).

При восхождении рекомендуется использовать веревочные перила, без них взобраться по скальной стенке горы с уклоном около 45 градусов реально, но сложно.

 

По полке вдоль ниш нужно двигаться на восток, пока в стене не останется только узкий карниз.

По нему осуществляют переход на перевал Сердунг Чуксум (5845 м). По легенде он является сводом тоннеля, соединяющего Нанду и гору Кайлас.

 

 

На перевале делают небольшой привал и спускаются по тропе в долину к монастырю Серлунг.

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Маршрут простой, но преодолеть его туристам удается не всегда в первую очередь из-за нестабильной погоды. Помешать прохождению могут дожди, снег и густой туман.

Для совершения внутренней коры у подножия горы Кайлас нужно получить специальное разрешение от местных властей — написать прошение и зарегистрировать его в полиции.

Всего на внутреннюю кору вокруг горы Кайлас уходит около 10 – 12 часов.

День Этап прохождения маршрута
1 Катманду — Лхаса
2 Лхаса — Дарчен
3 Дарчен — монастырь Серлунг
4 Серлунг — гора Нанду — перевал Сердунг Чуксум — Серлунг

Как добраться

Добраться до вершины Кайлас можно несколькими способами. Прежде всего, стоит определиться, через какую страну будет удобнее лететь к горе:

Пакет документов для оформления разрешения на въезд в Тибет нужно подавать как минимум за месяц до путешествия.

Из Китая

Добраться до горы Кайлас через Китай можно несколькими способами:

Из Пекина, Ченду, Гуанчжоу или Шанхая совершают перелет в город Лхасу, расположенный на высоте 4200 м. Оттуда на заказанном автотранспорте отправляются в поселок Дарчен, от которого начинается паломническая кора.
Из Пекина до Лхасы можно доехать по железной дороге. Путешествие займет около 21 часа.

Чаще всего туристы выбирают самолет, поскольку такой способ позволяет сэкономить время в пути к горе Кайлас.

Через Непал

Попасть к горе Кайлас через Катманду также можно двумя основными способами:

Маршрут наиболее популярный, так как позволяет не терять лишнего времени. Перелет к поселку недалеко от горы Кайлас занимает чуть больше часа.
Из Катманду за 9 часов можно доехать по шоссе до Кирунга на тибетской стороне. Оттуда направляются в поселок Лхаса или сразу к пику Кайлас.

Необходимо учитывать, что гора находится примерно в 466 км по прямой от Кирунга. Расстояние до Кайласа от Лхасы при этом составляет более 900 км. Но если ехать к вершине от Кирунга, минусом станет резкий набор высоты. В поселке на границе с Непалом она составит 2800 м, а в городке Сара, где останавливаются на первую ночевку — уже 4600 м.

Достопримечательности в окрестностях горы Кайлас

В окрестностях священной горы Кайлас расположено немало достопримечательностей.

Вдоль паломнической тропы расставлены десятки камней, которые тибетцы наделяют мистическим значением и считают божествами, однажды спустившимися с небес.
Но для туристов наибольший интерес представляют природные достопримечательности горы Кайлас и буддийские монастыри, расположенные поблизости.

Монастырь Драк Йерпа

Во время поездки к горе Кайлас стоит посетить монастырь Драк Йерпа, расположенный к востоку от Лхасы.

Он представляет собой целый комплекс храмов с пещерами для медитаций.

Монастырь посещали гуру Римпоче и король Сонгцен Гампо, а также знаменитый мастер Атиша, обучавший буддизму тибетцев.

В монастыре Драк Йерпа в свое время медитировал Падмасамбхава вместе с женой Еше Цогьял.

Храмы Драк Йерпа считаются одними из самых древних в Тибете, некоторые из них относятся еще к добуддийским временам. По легенде, местность посещал герой Гесер, след от стрелы которого до сих пор остается в скалах.

Озеро Ямдрок

Озеро Ямдрок, или Ямджо-Юмцо в окрестностях древней горы между Лхасой и Гьянгдзе расположено на высоте 4488 м над уровнем моря имеет глубину около 25 м.

Местные жители считают его священным и верят, что когда воды Ямдрока высохнут, всякая жизнь в стране исчезнет.

  • Площадь озера Ямдрок, расположенного в окрестностях пика Кайлас, составляет около 621 км2
  • Обладает красивыми бирюзовыми водами.
  • С его берегов открываются виды на заснеженные вершины горного массива Ночин Кангцанг.

Местные жители верят, что на берегах Ямдрок проживают боги-защитники Тибета. Одна из легенд гласит, что сам водоем — это богиня, покинувшая небеса и превратившаяся в озеро.

На берегу озера Ямдрок возле горы Кайлас тибетские монахи молятся перед началом поисков нового Далай-ламы.

Монастырь Пелкор-Чеде

Между поселком Лхаса и горой Кайлас расположен монастырь Пелкор-Чеде, который называют также Пелчо или Палчо. Он был основан первым Панчен-ламой Тибета. В прежние времена включал в себя 15 монастырей различных школ — в основном Сакья, Гелуг и Кадам.

Монастырь Пелкор-Чеде в районе горы Кайлас был основан в 1418 году.

Высота ступы Кумбум составляет 32 м.

В 1959 году жители Пелкор-Чеде поддержали Тибетское восстание против КНР. В результате большинство монастырей, составлявших древний комплекс поблизости от горы Кайлас, было уничтожено.

Монастырь Ташилунпо

Еще один древний буддийский монастырь в окрестностях горы Кайлас существует с 1447 года. Он был основан первым Далай-ламой по имени Гендун Дубпа, а при Четвертом Панчен-ламе Лобсанге Чокьи Гьялцэне его значительно расширили.

Ташилунпо служит резиденцией Панчен-ламы — второго по значимости иерарха в Тибете после Далай-ламы.

В Ташилунпо хранятся погребальные ступы с останками Гендун Дубпы. Также здесь находится прах нескольких Панчен-лам — в частности, Четвертого. Для него в 1666 году была возведена самая большая ступа из чистого золота.

В монастыре находится статуя Будды Майтрейи — самая большая в Тибете:

  1. Выполнена из 279 кг золота и почти равного объема серебра.
  2. Украшена 40 алмазами и тысячами жемчужин.

Статуя Будды Майтрейи в монастыре Ташилунпо достигает 26 м в высоту

Долина Смерти

На высоте около 5680 м у подножия пика Кайлас расположена так называемая Долина Смерти. Она находится возле северных склонов горы и заканчивается под стеной ледника. Длина долины составляет около 3 км.

Место расположено поодаль от паломнической тропы, обходящей гору Кайлас.

Считается, что находиться здесь опасно, поскольку тонкие энергии воздействуют на так называемый «ген смерти» в организме человека.
Легенды утверждают, что в Долину Смерти отправляются за обретением тайных знаний и духовным очищением, а йоги приходят сюда умирать.

По легендам, вернуться из Долины Смерти близ горы Кайлас может только чистый душой человек

Некоторые путешественники утверждают, что все плато густо усыпано костями, а также оставленными сумками, одеждой и прочими атрибутами земной жизни. Но другие исследователи говорят, что не видели ничего подобного.

Озеро Манасаровар

Одна из главных достопримечательностей горы Кайлас — озеро Манасаровар, расположенное поблизости на высоте 4557 м, 4587 м или 4590 м. Оно известно также под названиями Мафамцо, Мапам-Юмцо и Мапамъюм-Цо.

Занимает площадь более 400 км2, является объектом паломничества и почитается, как священное, в индуизме, джайнизме, буддизме и религии Бон.
По легенде, озеро Манасаровар возле горы Кайлас было рождено из сознания Брахмы.

Буддийские источники называют Манасаровар «матерью рек мира» и связывают его с легендарным озером Анаватапта, на берегах которого был зачат сам Будда.

Когда-то вокруг водоема располагались восемь монастырей, символизирующих собой Колесо Жизни.

Сейчас большинство из них разрушены.

Однако верующие по-прежнему совершают паломничества вокруг озера.

В переводе с санскрита «манаса» означает «сознание», а «саровара» — «озеро». Таким образом, «Манасаровар» можно перевести, как «озеро сознания».

Еще в IV веке санскритский поэт Калидаса писал, что вода озера подобна жемчужине, и «выпить ее — очистить грехи сотен жизней». Индусы считают, что купание в водах Манасаровар также способствует духовному очищению. А вот тибетцы полагают, что входить в озеро — значит совершить кощунство, оскверняющее водоем. Они допускают только питье из озера возле горы Кайлас и омовение лица.

Берега водоема населяет большое количество птиц — уток и лебедей. Последние массово собираются возле Манасаровар летом. Сотни птиц, пролетающих над водной гладью, неизменно привлекают внимание туристов.

Озеро Ракшастал

Озеро Ракшастал, или Ланга-Цо, Лангак, Рака или Ракшас Тал (Таль) — водоем, расположенный в непосредственной близости от Манасаровар и соединенный с ним рекой Ганга Чху. Обладает площадью около 360 км2, название переводится с санскрита, как «озеро демона». Длина озера у подножия горы Кайлас составляет 28 км, ширина — около 14 км.

Ракшастал и Манасаровар когда-то были единым водоемом, но разделились в результате тектонических процессов

Ракшастал — своего рода антипод озера Манасаровар. Согласно индуистским мифам, водоем был создан демоном Раваной, повелителем ракшасов. На острове, расположенном в центре, Раван каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов, а на десятые сутки получил сверхсилу.

Озеро Ракшастал в окрестностях горы Кайлас расположено на высоте около 4515-4584 м по разным данным.

Озеро Манасаровар округлое, а Ракшастал обладает формой полумесяца. Верующие ассоциируют водоемы со светом и тьмой соответственно. В Манасаровар вода пресная, а в Ракшастал соленая, ни рыба, ни водоросли в озере не водятся.

В озере Манасаровар поблизости от горы воды обычно спокойные, Ракшастал часто штормит.

Самая глубокая часть озера Ракшастал находится на юге и составляет 45 м.

Перевал Долма Ла

Перевал Долма Ла, или перевал богини Тары — ключевая точка паломнического маршрута вокруг горы Кайлас. Считается, что на его вершине верующие очищаются от грехов и переходят от прежней жизни к новой.

Высота перевала Долма Ла близ горы Кайлас по разным данным составляет 5600 м, 5630 м или 5648 м.

Красивые виды с перевала не открываются, в частности, вершина горы отсюда не видна
Особенностью Долма Ла является именно его священное значение
У подножия перевала расположено небольшое озеро Тукчже Ченмо, или Гаури Кунд. Индийские паломники считают его воды целебными и стараются совершать здесь омовения.
Большую часть года озеро Тукчже Ченмо покрыто льдом, но летом ненадолго оттаивает.

Монастырь Дирапук

Дирапук — один из самых известных буддийских монастырей в окрестностях пика Кайлас. Во время паломничества туристы попадают в него уже в конце первого дня пути. Название монастыря переводится, как «рог самки яка» — по легенде, именно ячиха указала путь через перевал Долма Ла древнему ламе. Считается, что в пещере при монастыре до сих пор сохраняется отпечаток рога того самого животного.

Сведения о том, когда именно был основан Дирапук, считаются утерянными. Но туристы отмечают, что монастырь выглядит очень древним. Расположен он на высоте 4840 м, 4910 м или 4950 м над уровнем моря.

Монастырь Зутулпук

В еще один монастырь паломники попадают после преодоления перевала Долма Ла близ горы Кайлас. Считается, что в Зутулпуке также есть пещера, в которой медитировал Миларепа, с каменной плитой, принесенной сюда самим йогом.

Возраст монастыря Зутулпук близ горы Кайлас составляет более 900 лет

Согласно разным данным, монастырь находится на высоте 4780 м, 4790 м, 4835 м или 4810 м. По размерам он совсем небольшой. Но при Зутулпуке предусмотрена пристройка, где могут за умеренную плату переночевать туристы, направляющиеся к горе.

Монастырь Чиу Гомпа

В окрестностях загадочной горы Кайлас расположен монастырь Чиу Гомпа, Чуку Гомпа или Ньенри. Согласно легенде, он был построен в XIII веке буддистами на том месте, где из скалы появилась белая овца, а затем снова ушла в камень. Поблизости от монастыря расположены священные пещеры, где бывали Миларепа и гуру Римпоче.

Чиу Гомпа находится на высоте 4560 м (или 4820 м).

Монастырь Чиу Гомпа рядом с горой Кайлас был разрушен в ходе культурной революции Китая. Однако потом его восстановили одним из первых.

В Чиу Гомпа хранятся буддийские святыни. В молельном зале расположена беломраморная статуя сидящего Будды. По легенде, она была принесена к горе Кайлас демоном Кангри Лхабстеном.

В монастыре хранится также раковина-дунгар, инкрустированная серебром. Считается, что она была извлечена из озера Манасаровар йогом по имени Нагора по приказу Миларепы.

Медитация под звуки раковины-дунгар помогает душе перенестись в мир духов горы Кайлас.

Реликвии редко показывают иностранцам. Они обладают сакральным значением для тибетцев.

В одной из священных пещер вблизи монастыря Чиу у подножия горы Кайлас составлял религиозные тексты Падмасабхава

Саркофаг Нанду

Гора Нанди, или саркофаг Нанду — горное образование, примыкающее к пику Кайлас в южной части. Свое название получило по имени быка Шивы и как символизирует животное, склонившееся перед хозяином.

Длина саркофага составляет около 2 кмширина — приблизительно 300 м

Гора Нанду обладает практически идеальными геометрическими пропорциями и действительно напоминает саркофаг или перевернутый ковчег.

С горой Кайлас саркофаг Нанду соединен перевалом Сердунг Чуксум. Легенда утверждает, что на самом деле это только наружный свод тоннеля протяженностью 50 км.

Высота саркофага Нанду рядом с горой Кайлас составляет около 800 м.

Древнее царство Гуге

В относительной близости от горы Кайлас расположены остатки древнего царства Гуге и городища Цапаранг. Территория культурно-исторического памятника занимает 720000 м2.

Царство Гуге поблизости от горы Кайлас было основано в X веке, а люди на его территории поселились уже во II веке н. э.

Основателем царства считают правнука тибетского царя Ландармы, Кьиде Ньимагена. Гуге процветал еще в 1626 году, когда его впервые посетили миссионеры-иезуиты. Но вскоре после этого древнее царство близ горы Кайлас погибло. Считается, что в 1632 или 1635 году властитель Гуге был обвинен в измене буддизму. Город Цапаранг был взят измором, а царский дворец разрушен.

Погибшие на горе Кайлас

Официальных данных о туристах, погибших в окрестностях горы Кайлас, не имеется.

Вместе с тем существуют легенды о путешественниках, скончавшихся после посещения местности из-за негативного влияния тонких энергий

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Даже скептикам во время похода к горе Кайлас следует соблюдать элементарную осторожность. Опасность представляют, прежде всего, камнепады, с которыми сталкиваются туристы при совершении внутренней коры вокруг саркофага Нанду.

Полезные советы туристам

Путешественникам, направляющимся к горе Кайлас в Тибете, стоит учесть несколько полезных советов:

 

Одолеть паломническую кору у подножия вершины можно и самостоятельно — заблудиться в дороге очень сложно.

Но лучше отправляться на маршрут вместе с группой и гидом.

В таком случае удастся узнать больше ценной информации о горе Кайлас.

 

Поход длится максимум 3 дня, при этом вдоль дороги расположены монастыри, где могут отдохнуть путешественники, кафе и чайные.

Брать с собой на гору Кайлас большое количество снаряжения не стоит.

Достаточно запастись теплым спальным мешком, туалетными принадлежностями и сменой одежды, а также питательными закусками.

 

При желании на время похода вокруг горы Кайлас можно нанять в деревне Дарчен носильщика багажа или вьючное животное.

Это легко сделать, обсудив вопрос с гидом или представителями туристической компании.

 

Часть маршрута при совершении паломнической коры вокруг горы Кайлас можно проехать на лошади или в автобусе.

Использование транспорта также обговаривают с туристической компанией и гидом. При этом стоит отметить, что пешее путешествие позволяет гораздо полнее прочувствовать атмосферу местности.

 

Лучше всего отправляться к древней горе Кайлас в период с апреля по июнь либо осенью с сентября по середину октября.

В это время держится относительно теплая погода с небольшим количеством дождей.

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Если путешествие к пику Кайлас планируется в летний период, тур лучше бронировать как минимум за месяц. В это время к окрестностям горы стекается большое количество паломников, которые иногда могут выкупать целые отели.

Маршруты вокруг вершины Кайлас пролегают на уровне более 4000 м.

Перед путешествием к горе стоит пройти акклиматизацию в местности, расположенной на небольшой высоте над уровнем моря.

В поездку даже летом рекомендуется брать теплую одежду — погода может внезапно меняться.

Происхождение названия

Тибетская гора известна под многими названиями:

Европейцы чаще всего называют вершину Кайлас. На санскрите слово пишется, как Kailāśa. Считается, что название образовано от слова «келаса», означающего «кристалл».

Индийский ученый Локеш Чандра впервые записал наименование в своем тибетско-английском словаре, как заимствованное из санскрита «кай ла ша» (kai la sha).

 

 

 

Китайцы называют гору Гандисышань (冈底斯山) или Ганжэньбоци (冈仁波齐).

 

В традиции Бон Кайлас носит имя Юндрунг Гуцег.

В религиозных текстах встречаются также названия Цветок Воды, Гора Девяти Свастик, Гора Девятиугольных Солнц или Гора Морской Воды.

 

У тибетцев гора зовется Канг Ринпоче (gangs rin po che) — «драгоценная снежная гора» или «драгоценный снежный камень».

Кроме того, Кайлас называют Тисэ (ti tse на мертвом языке жанг-жунг).

В переводе это означает «пик реки» или «пик воды», гора считается источником четырех мифических рек — Слона, Льва, Павлина и Лошади.
У джайнов Кайлас носит название Астапада, или АштападаВ восточных текстах гору можно встретить также под названиями Серебряная Гора, Драгоценный Пик и Лотосовая Гора

Вид горы Кайлас сверху показывает, что она находится в центре «восьмилепесткового лотоса», образованного хребтами и долинами

Сакральное значение горы Кайлас

Уникальная особенность пика Кайлас заключается в том, что эта гора является священным местом для поклонников сразу четырех религий:

 

Приверженцы буддизма утверждают, что гора служит обителью Будды, который символизирует собой высшую гармонию, и Дордже Памо, являющейся высшей женской реинкарнацией.

 

В индусской традиции Кайлас — это дом Шивы, который живет на вершине вместе со своей супругой Парвати, и святой центр всей земли.

 

 

 

 

Для поклонников Бон гора является домом богини Сипаймен.

 

 

 

Для приверженцев джайнизма Кайлас — это священное место, в котором достиг просветления и освободился от цикла возрождений пророк Ришабхадева.

Кайлас можно назвать настоящим «духовным сердцем» Азии. Гора привлекает к себе огромное количество паломников ежегодно.

История

Если для жителей Востока Кайлас на протяжении столетий являлся священной горой, то у людей Запада он всегда вызывал любопытство. Первым европейцем, посетившим окрестности вершины в 1715 году, считается Ипполито Дезидери — иезуитский миссионер из Италии. Свои впечатления от горы он описывал так:

Фактически история Кайласа состоит из череды неудавшихся по тем или иным причинам восхождений:

В 1926 году на вершину горы попытался взобраться английский альпинист Хью Раттледж. Он искал маршрут на Кайлас с северной стороны, считая, что высота подъема в этом месте составляет всего 1800 м.

Однако уже у подножия он понял, что выбранное направление неудачное, а погодные условия плохие. Несмотря на это, он продолжил свой путь на Кайлас, забирая к востоку. Маршрут к вершине был найден, однако тут резко похолодало, и опустился внезапный туман. Это вынудило Раттледжа повернуть назад.

   

Полковник Р.С. Уилсон приехал в Тибет вместе с Раттледжем и пытался совершить собственное восхождение на Кайлас с юго-запада.

Но как только он обнаружил тропу, способную вывести его к вершине горы, также начался сильный снегопад, заставивший его отказаться от своих планов.

В 1936 году возможностью восхождения на Кайлас интересовался австрийский геолог Герберт Тихи. В выдаче разрешения ему было отказано.

Считается, что местные объяснили это так — на вершину горы может подняться только совершенно безгрешный человек, но для этого ему не понадобится карабкаться по склонам, он просто взлетит, как птица.

В 1938-1939 годах в Тибет отправилась группа Третьего рейха под руководством зоолога Эрнста Шефера.

Экспедиция занималась изучением флоры и фауны страны, а также искала доказательства гипотезы о том, что в Гималаях сохранились остатки арийцев — древней «высшей» расы. На вершину Кайлас немцы не поднялись, работы проводились исключительно у подножия.

В 1980-1985 годах разрешение на восхождение на гору получил от китайских властей знаменитый альпинист Рейнхольд Месснер.

Но он отказался от предоставленной ему возможности в последний момент

Версии существуют разные:

  1. Некоторые утверждают, что восхождение на гору не состоялось из-за испортившейся погоды.
  2. Другие говорят, будто Месснер не стал подниматься на Кайлас по личным соображениям. Он счел, что нельзя «топтать богов», и не захотел, чтобы полмира верующих начали ненавидеть его за восхождение на вершину.
  3. Согласно еще одной версии, покорить гору Месснер все-таки хотел. Но накануне восхождения на Кайлас ему было видение, предупредившее альпиниста о плохих последствиях такого решения.

Есть информация о группе американских альпинистов, пытавшихся покорить тибетскую гору в 1980-х годах. Известно, что они были хорошо экипированы и обладали большим опытом, но не смогли справиться с задачей.

В 2000-2001 годах пресса писала о разрешении на восхождение, которое выдали власти Китая испанским альпинистам. Команда успела поставить базовый лагерь у подножия горы Кайлас.

Однако путь альпинистам преградили паломники, миллионы верующих по всему миру выразили свой протест, против восхождения высказались ООН и Далай-лама. В итоге испанцы отказались от своих планов.

Китайские власти в начале 2000х годов, учитывая международную реакцию, заявили о введении законодательного запрета на покорение Кайласа.

Против восхождения испанцев на гору в начале 2000-х годов высказался и Рейнхольд Месснер. Он заметил, что альпинистам лучше покорить что-то посложнее, чем Кайлас, и что победа над ним окажется равна победе над чем-то в душах людей.

До настоящего времени пик остается непокоренным. Походы проводятся лишь у подножия священной горы Кайлас. Верующие считают, что пик самостоятельно воздействует на сознание людей и тем или иным способом предотвращает попытки восхождений.

Альпинисты, пытавшиеся покорить гору, рассказывают о посещавшем их необъяснимом чувстве, требовавшем покинуть Кайлас.

Климат

Загадка Тибета гора Кайлас расположена в полосе умеренного холодного и сухого климата.

Лето продолжается с мая по август, средняя температура составляет 15 °С.

В сентябре в окрестностях пика Кайлас начинаются муссонные ветра, которые длятся до ноября и сопровождаются осадками. Температура при этом снижается примерно до 10 °С.

Зима длится с декабря до апреля. Она достаточно мягкая, температура у подножия опускается в среднем до -5 °С. Иногда случаются бури с похолоданиями до -15 °С.

Гора Кайлас покрыта снегом на протяжении всего года, зимой часто замерзает озеро Манасаровар, расположенное у подножия.

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Погода в окрестностях пика меняется часто и непредсказуемо. Но на туризм в данном регионе это не оказывает особого влияния, так как маршруты проходят у подножия горы Кайлас.

Среднегодовое количество осадков в районе горы Кайлас составляет 553 мм.

Флора и фауна

Интерес вызывает не только история горы Кайлас, которую еще никто не покорил, но и здешняя нетронутая природа. На склонах пика вдоль маршрутных троп встречаются:

В окрестностях горы Кайлас обитает большое количество животных и птиц. В частности, здесь можно встретить:

крупных животных, обитающих на высоте 3600-5400 м, которые внешне напоминают скорее мулов
они живут на уровне 4000 м в альпийских лугах и горных пустынях, обладают густой шерстью
животные обитают в альпийском поясе, могут мигрировать на высоту 5000-6000 м, в высоту способны достигать 2 м

В окрестностях горы Кайлас проживают некоторые птицы. Среди них:

Легенды

С тибетской горой Кайлас связано огромное количество легенд. Они вызывают большой интерес даже у скептиков.

Гора Кайлас и Город Богов

Одна из самых известных легенд утверждает, что гора Кайлас является пирамидой, построенной человеческими руками, и служит центром целого комплекса сооружений поменьше — всего около сотни.

Она имеет полость внутри, расположенную на высоте около 6000 м. Считается, что там находится Город Богов, или колыбель развития новых рас на Земле

Об этой легенде, связанной с пиком Кайлас, писала еще Елена Блаватская — религиозный философ и оккультист начала ХХ века.

Согласно ее книгам, на Земле жили несколько рас:

  • ангельская
  • «люди воды»
  • лемурийцы
  • атланты
  • современные люди.

Именно представители первых четырех цивилизаций умели подчинять себе стихии и смогли построить огромный город.

По легенде внутри горы Кайлас до сих пор пребывают в состоянии самадхи Учителя человечества и нарождается шестая раса

На теории Блаватской опирался офтальмолог и путешественник Эрнст Мулдашев. Он исследовал окрестности Кайласа в начале 2000-х годов.

Как и его предшественники, Мулдашев писал о полости внутри горы и о лемурийцах и атлантах в глубочайшем трансе

Тибетцы верят, что в состоянии самадхи человек может находиться сотни и тысячи лет. Примером считают ламу Итигэлов, тело которого сохраняет прижизненные характеристики с 1927 года.

Таинственный Город Богов также известен, как Шамбала на горе Кайлас. Эта мифическая страна упоминается во многих восточных древних текстах. Считается, что она доступна только немногочисленным посвященным с чистой душой, остальные никогда не смогут отыскать в нее вход при путешествии на Кайлас.

Эзотерики считают, что обитатели Шамбалы защищают гору Кайлас и не позволяют кому-либо приблизиться к ее вершине.

В склонах горы некоторые путешественники усматривают образования, похожие на огромные двери. Мистики верят, что за ними скрывается вход в Шамбалу пика Кайлас. Но другие туристы отмечают, что очертания дверей появляются всего лишь из-за игры света и теней на склонах горы.

Интересно, что научные исследования подтверждают — внутри пика действительно могут находиться полости. На этот факт любят опираться эзотерики, верящие в Город Богов Кайласа.

Кайлас как Ось Мира

Эзотерики утверждают, что пик является своеобразной Осью Мира.

Считается, что гора Кайлас находится на одном меридиане с египетскими и американскими пирамидами, а также каменными истуканами острова Пасхи

Кроме того, по мнению эзотериков, пик расположен на удалении 6666 км от:

Расстояние от горы-пирамиды Кайлас до Южного полюса составляет 6666х2 км.

В нумерологии 6666 является числом Абсолюта.

Легенда о Шиве на горе Кайлас

Индуисты верят, что на вершине горы Кайлаш находится сам бог Шива, танцующий вечную Тандаву.

Благодаря ему весь мир остается в движении и безостановочно развивается.

Легенда утверждает, что в тот момент, когда Шива на горе Кайлас перестанет танцевать, мир разрушится, и вместо него будет воздвигнут новый.
Поклонники теории о множестве цивилизаций считают, что именно окончание танца Тандавы приводит к смене рас на Земле.

Каменные зеркала горы Кайлас

Гора Кайлас знаменита своими каменными зеркалами — так называют скальные стенки, обладающие слегка вогнутой и очень гладкой поверхностью.

Считается, что они способны изменять время.

Скальные образования на склонах горы имеют разную форму и размеры.

Мнение эксперта
Александр Шабанов
Профессиональный горный гид, скалолаз
Широко распространена легенда о четверых альпинистах, которые сошли с разрешенной дороги во время экспедиции, а через год после возвращения с пика Кайлас внезапно постарели и умерли. Причину их смерти медицина установить так и не смогла. Насколько достоверна легенда — остается большим вопросом. Но паломники подтверждают, что в зоне действия каменных зеркал горы действительно возникают очень необычные ощущения.

Высота некоторых каменных зеркал горы Кайлас приближается к 1800 м.

Некоторые исследователи полагают, что необычные скальные стенки отмечают места перехода в параллельные миры. Считается, что Кайлас и другие горы-пирамиды поблизости накапливают космическую энергию и соединяют ее с потоками других сил Вселенной.

Исследователи утверждают, что упоминания об огромных зеркалах, сжимающих и растягивающих время, встречаются еще в Откровении Иоанна Богослова.

О способности зеркал менять время впервые заговорили еще в 1990-х годах. Группа ученых РАМН проводила эксперименты, опираясь на исследования академика Н.А. Козырева, и добилась определенных успехов в практических опытах с добровольцами. «Зеркала Козырева» часто упоминают в связи с тибетскими каменными зеркалами на горе Кайлас.

Считается, что отдельные зеркала горы Кайлас, обладающие выгнутой структурой, вызывают у людей не старение, а омоложение.

Легенды о горе Кайлас в индуизме

Кайлас в священной для индуистов книге Вишну-пурана находится на западе от Меру-Сумеру — космической горы в центре вселенной, и является ее земным воплощением. На вершине пребывают в вечном блаженстве не только Шива и его жена Парвати, но и их дети — Ганеша и Сканда, а также свита Гана-деватас и бог богатства Кубера.

Поклонники индуизма верят также, что в древние времена у пика Кайлас, как и у всех гор, были крылья. Однако это причиняло много разрушений. Поэтому бог Индра обрубил крылья и закрепил горы там, где они находятся сейчас.

Легенда о вспышках света на горе Кайлас

Местные жители утверждают, что время от времени над окутанной облаками вершиной горы богов Кайлас заметны вспышки света.

Индуисты говорят, что сквозь туман можно различить многорукое существо — Шиву.

Буддисты предполагают, что за облаками скрывается медитирующий Будда.

Поклонники паранормальных явлений уверены, что вспышки света связаны с высокоразвитыми цивилизациями, когда-то создавшими гору Кайлас, как пирамиду.

Легенда о восхождении Миларепы на гору Кайлас

Поклонники традиции Бон утверждают, что великий йогин и поэт Миларепа смог совершить восхождение на гору Кайлас. Легенда гласит, что он соревновался в магических способностях с бонским мастером Наро Бончунгом. Силы у них были примерно равны. Тогда Наро Бончунг предложил финальный поединок — победителем станет тот, кто первым достигнет вершины горы Кайлас.

Миларепа согласился на соревнование, но не спешил подниматься вверх, а вместо этого остался сидеть и медитировать

Наро Бончунг тем временем устремился по склону пика Кайлас на своем волшебном барабане.

Внезапно, когда он уже почти достиг вершины, Миларепа оседлал солнечный луч и мгновенно перенесся к высшей точке горы. Наро Бончунг был так удивлен, что потерял сосредоточенность и скатился вниз по южному склону Кайласа.

Последователи Бон считают, что сам Миларепа установил для них порядок обхода горы Кайлас против часовой стрелки.

Легенды джайнизма о горе Кайлас

Адепты джайнизма верят, что первый святой Ришабхадева поднимался на гору Астапада, или Аштапада — вершину, ассоциирующуюся с пиком Кайлас в данной религии. По преданию, он шел за знаниями, но оставил позади земные заботы и решил слиться с горой. Его сын построил у подножия пика Кайлас три ступы и разместил 24 святыни с идолами святых, назвав из Синништха.

Слившись с горой Кайлас, Ришабхадева по мнению джайнистов достиг освобождения, или мокши.

Кайлас в традиции Бон

Поклонники Бон считают, что Кайлас как центр мира находится в середине духовного царство Тагзиг Олмо Лунг Ринг.

Это место не физическое, проникнуть в него можно только после длительных религиозных практик.

Духовное царство значит для верующих очень много — они надеются заново родиться в нем после просветления.

Отзывы

Журавлева Ирина, 27 лет, г. Москва

Впервые побывала в окрестностях горы Кайлас два года назад. Вернулась с незабываемыми впечатлениями. Хотя я не буддистка, путешествие по монастырям и прикосновение к древним святыням оставило в душе след. Кажется, что Кайлас помог внутренне очиститься и яснее увидеть цели.

Андреев Дмитрий, 36 лет, г. Смоленск

Был в районе горы Кайлас уже три раза, проходил внешнюю кору. Маршрут простой, но требует выносливости. Каждый раз в путешествии открываю для себя что-то новое, нахожу ответы на важные вопросы. Возвращаюсь из поездки к горе отдохнувшим и освободившимся от всего лишнего.

Гора Кайлас обладает богатой историей и окружена десятками мифов. Хотя подняться на вершину нельзя, популярности она не теряет — туристы стремятся увидеть легендарный пик хотя бы от подножия.